Коко Шанель

Одно лишь слово Chanel – синоним изысканности, роскоши и неповторимости. Но, помимо этого, слово являет собой всемирно признанный бренд. Для многих модниц Chanel – верх модной культуры. По итогам опроса журнала L’Expansion, Chanel является самой любимой маркой французов. Но как Коко Шанель удалось достичь таких высот: совершить модную революцию, стать легендарной личностью еще при жизни, а из своей компании сотворить настоящую Модную Империю? Все дело в таланте, упорном труде и безошибочной интуиции.

Начало истории
Габриель Бонер Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Saumur – Франция), хотя говорила, что родилась на 10 лет позже в Оверни. Отцом ее был ярмарочный торговец Альбер Шанель, матерью – его подружка Жанна Деволь. Всю жизнь легендарная Мадемуазель боялась, что журналисты могут узнать о ее внебрачном происхождении, о том, что ее мать умерла от астмы и истощения. Ее родители не состояли в браке. Мать не могла прокормить ребенка и отдала ее в приют для детей­сирот. Когда Габриэль было 12 лет, мать умерла, и отец отдал девочку в католический монастырь, а затем в интернат. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по­своему. Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество.
Покинув приют, юная Габриэль решила попробовать себя на музыкальном поприще. Бесталанная, но очень привлекательная певичка кабаре часто исполняла песенку «Сосо», после чего и получила свое прозвище Коко, закрепившееся на всю жизнь. Особых успехов в музыкальной карьере она не добилась, зато завела тесную дружбу с несколькими состоятельными мужчинами. Шанель была знакома с такими знаменитостями, как Тулуз­Лотрек, Ренуар, Пикассо, Дягилев, Стравинский.

     

«Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость — чтобы мы любили мужчин».
В 1905 году на одном из своих выступлений она познакомилась с офицером Этьеном Бальзаном. Он олицетворял собой праздность и роскошь; она решила, что этот мужчина создан для нее. Вскоре Коко переехала жить к нему в Париж, поселившись с ним в аристократическом предместье Парижа – Виши. Поселившись в его замке, Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Но Этьен не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь. Габриель хотела отличаться одеждой от богатых куртизанок, также живших в этом районе, и предпочитала строгие костюмы, которые дополняли маленькие элегантные шляпки. Спустя три года Коко познакомилась с его другом, молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Почувствовав себя уверенно, Шанель ушла от Бальзана и стала жить самостоятельно. Она сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Дом Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем. Габриель мечтала разработать свою линию женской одежды. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, – спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в матроске и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье­рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель — просто, практично и элегантно.

     

«Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается».
В 1918 г. Кейпел погиб в автокатастрофе. Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стеклу. Везде была кровь — кровь Артура Кейпел, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и оделась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой — и тысячи подражательниц мгновенно последовали ее примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет. Коко снова вернулась в круг парижской богемы.
«Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться».
Однажды целый год провела она в загородном особняке. Днем занималась верховой ездой, по вечерам посещала светские приемы. Коко решила, что для езды на лошади платье — очень неудобная вещь, и пришла к портному с брюками, которые взяла у жокея.
— Сшейте мне такие же!
— Но, мадам, ходить в мужских брюках женщине не принято!
Коко решительно повторила свою просьбу и покинула мастерскую. Дамы, пришедшие к ней в гости, сначала были крайне удивлены, увидев Габриель на коне в мужских штанах. Но позже, за ужином, они признали, что брюки и женщина — очень хорошее сочетание.

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!»
Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей, она познакомилась с русским эмигрантом –
великим князем Дмитрием Павловичем. Роман их был коротким, но плодотворным: в творчестве Шанель начался «русский период». Коко почерпнула множество новых идей от своего экзотического любовника, и в ее коллекции появились детали русского народного костюма, косоворотки с оригинальными вышивками. Но главное – князь познакомил Коко с выходцем из России, выдающимся химиком­парфюмером Эрнестом Бо, отец которого многие годы работал при императорском дворе. Эта встреча оказалась счастливой для обоих.

«­Куда наносить духи?
­ А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?».

Из своего детства, проведенного в приюте монастыря, Коко вынесла пристрастие к единственному запаху – запаху чисто вымытого тела. К 1920 году в обиход парфюмеров уже вошел синтетический мускус, применявшийся для фиксации композиций. Использование этого фиксатора привело к тому, что необходимость в обильном использовании духов просто исчезла. Через год кропотливой работы и длительных экспериментов – в 1921 году – появились знаменитые духи «Chanel № 5». Эрнест изготовил «духи для женщины, которые пахнут, как женщина» – первый синтезированный парфюм из 80­ти компонентов, не повторяющий запах какого­либо конкретного цветка, как было принято ранее.
По оригинальной идее дизайнеров, прямоугольная форма флакона должна была напоминать об очертаниях Вандомской площади, расположенной в Париже. До возникновения «Chanel №5» названия ароматов были сосредоточены вокруг двух тем: любовь и цветы. Лаконичное и сухое наименование первых духов Коко Шанель, простой квадратный флакон из хрусталя идеально отвечали духу конструктивизма, популярного в первые десятилетия прошлого века. Строгий контур флакона и отсутствие всякого украшательства выражали привязанность мадемуазель Шанель к элегантности и достойной простоте. Флакон словно исчезал в лучах света, сосредоточивая все внимание на своем содержимом – драгоценной жидкости.
Поклонницами изысканного аромата «Chanel №5» в разное время были самые красивые и знаменитые женщины прошлого века. Однажды Мэрилин Монро спросили, в чем она предпочитает ложиться спать. На это очаровательная блондинка кокетливо ответила, что ей достаточно «надеть» всего пару капель «Chanel №5». Наверное, и сама Коко Шанель не могла предположить, что после этих слов женщины сметут ее духи с полок всех магазинов.
»Chanel №5» до сих пор остается не только символом элегантности, чувственности и стиля, но и является настоящим произведением искусства. Флакон «Chanel №5» выставлен в нью­йоркском Музее современного искусства.

«Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».
Ежедневно Габриэль Шанель начинала жить заново. Она щепетильно избавлялась от груза прошлого. Каждый новый день она удаляла из памяти всю тяжесть дня вчерашнего. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов. Габриэль отбросила, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни и, осознав это, почувствовала, что у нее теперь гораздо больше времени. Она стала плодотворнее размышлять, меньше уставать. Своей судьбой она доказала: будущее не вытекает из прошлого, в любой момент можно собственную карьеру начать и построить заново.
В начале 1920­-х годов Шанель занялась дизайном ювелирных украшений. Мысль смешивать в одном изделии стразы и натуральные камни посетила не ее одну, но она была первой, кто дал этой идее жизнь. В это время Коко активно общалась с миром парижской богемы: посещала балетные спектакли, была знакома с художником Пабло Пикассо, известным балетным импресарио Сергеем Дягилевым, композитором Игорем Стравинским, поэтом Пьером Реверди, драматургом Жаном Кокто. Многие искали встречи с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением понимали, что Коко – неглупая, остроумная, оригинально мыслящая женщина. Сам Пикассо назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете». Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Она казалась окружающим целеустремленной, уверенной в себе, довольной собой и своими успехами женщиной.

«Мода — это то, что выходит из моды».

«Мода – это то, что носишь сам. Все, что носят другие, – немодно». Знаменитый афоризм Оскара Уайльда опровергла Коко Шанель в середине 20­х годов прошлого века, заявив, что мода – это «маленькое черное платье». В 1926 году Коко Шанель создала свое знаменитое маленькое черное платье – с простым полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами, длиной до середины колена (Коко всегда считала, что колени – самая некрасивая часть женского тела), без воротничка, пуговиц, шнурков, складок, оборок, бахромы – гениальное в своей лаконичности. Первые модели такого платья шились из забытого сейчас текучего креп­марокена, были они длиной до колен, прямого покроя, с узкими рукавами до запястий. Их отличали невероятно точный, выверенный крой и революционная длина юбки. Кстати, Шанель считала, что низ платья нельзя поднимать выше колена, поскольку редко какая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела. У более дорогих платьев для коктейля был U­образный вырез, а у вечерних – глубокое декольте на спине. С такими платьями полагалось носить длинные нитки жемчуга или цветной бижутерии, боа, маленькие жакетики и крошечные шляпки.
В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое черное платье» к автомобилю Ford. Оно стало многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.
В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки – копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в начале 50­х годов модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол­лица, высокий каблук – образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Женщины с радостью приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи – простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные – остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.
Несмотря на колоссальный успех своей одежды, находясь на вершине славы, в расцвете сил и творческой энергии, в 1939 году Шанель неожиданно закрыла все магазины и Дом моды и удалилась в Швейцарию. Причины этого неожиданного поступка назывались равные: и разочарование в своем ремесле, и изнурительная десятилетняя конкуренция с другой известной модельершей, Эльзой Чиапарелли, и, конечно же, надвигающаяся Вторая мировая война. Так или иначе, следующие несколько лет добровольного заточения стали самой печальной главой в жизни великой кутюрье. И без того непростую ситуацию чрезвычайно осложнила любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера.
В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент – Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной».
Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные к тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.
В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн», – так объяснила она свое возвращение. она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом­то как раз и состоит ее секрет: ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.

«Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!»
Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее красота. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 — его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами…Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50­ти никто уже не молод. Но я знаю 50­летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин». Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.
Наверное, уже никто доподлинно не расскажет о том, что именно подтолкнуло известного модельера и не менее известную владелицу парфюмерного бренда Шанель к созданию косметики под своей маркой. Если размышлять логически, то, скорее всего, побудительным мотивом было расширение бизнеса в смежную отрасль – косметическую. С другой стороны, есть легенда, которая рассказывает о том, что Коко начала задумываться над созданием линии декоративной косметики с момента ее первого посещения Голливуда. Там мадемуазель Шанель занималась созданием костюмов для нескольких художественных фильмов и могла наблюдать за голливудскими звездами, которые в большинстве своем изрядно злоупотребляли макияжем. Именно в Голливуде, согласно легенде, ей впервые пришла в голову мысль создать косметику, которая будет соответствовать трем основным требованиям, которых она придерживалась во всем: женственность, удобство и практичность, чувственность.
Все эти составляющие объединились в цвет и форму нового продукта – красной помады от Шанель. Красный цвет, как и цифра пять на знаменитом парфюме, были сакральными для Коко Шанель. Она угадала, став первым представителем своей косметики, делая макияж лаконичным и даже сухим, неизменно завершая образ ярким акцентом – красной помадой.
В XXI веке корпорация Шанель выпускает огромный диапазон декоративной косметики: тушь, помады, блески, карандаши, румяна, пудры, лаки и прочее. Вся продукция «одета» в продуманную до деталей стильную упаковку, а о качестве товара и говорить не приходится.
Именно специалисты компании Шанель стали впервые использовать в косметике светоотражающие пигменты, которые способны не просто придавать лицу тон, но и корректировать цвет частиц и их интенсивность. База под макияж, румяна и помада получают на женских форумах по косметике наивысшие оценки качества. Что и говорить: ими с большим удовольствием пользуются звезды как российского, так и мирового кинематографа.
Основы под макияж, компактные и рассыпчатые пудры, корректоры и румяна относят к классу профессиональной косметики. Чего, к сожалению, нельзя сказать про другие продукты декоративной косметики «Шанель» – например, про тени, получившие нелестные отзывы от покупательниц. О некоторых марках туши «Шанель» также сложилось двойственное мнение. Возможно, это всего лишь дело вкуса, но в высказываниях покупательниц все чаще встречаются нейтральные и отрицательные отзывы об этих продуктах.
Компания «Шанель» не имеет многолетней исследовательской базы, поэтому использует результаты исследований конкурентов, что само по себе вызывает недоверие. Впрочем, относительно косметики по уходу за лицом и телом встречаются восторженные отзывы, но они могут быть вызваны эффектом плацебо или индивидуальной переносимостью того или иного компонента продукта.

«Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти»
До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать. В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем­либо серьезным. Предложения, порой очень заманчивые, ей, конечно, делали. Как­то герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с присущей ей прямотой и иронией ответила: «На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель». В конце концов, ее работа была для нее смыслом жизни.
Несмотря на великое множество людей, которые окружали ее на протяжении всей жизни, Мадемуазель так и осталась одинокой. В день ее смерти, 10 января 1971 года, когда ей было 87 лет, рядом оказалась только горничная. Габриэль Шанель умерла тихой смертью в номере­люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы империи Шанель составляли 160 миллионов долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Мадемуазель. Похоронили Коко Шанель, согласно ее завещанию, не в Париже, а в швейцарской Лозанне, где, по ее словам, у нее возникало чувство защищенности, в могиле, окруженной пятью львами из камня.
В 1982 году Дом Chanel возглавил Карл Лагерфельд. Он максимально укоротил юбки у знаменитых костюмов, чего Шанель наверняка бы не одобрила, но, тем не менее, он следует весьма важному принципу: одежда должна быть удобной. Последняя разработка Лагерфельда – сумочка в форме седла, ее очень удобно носить между рукой и бедром. «Я соединяю роскошь и практичность, – говорит Лагерфельд. – Это именно то, что делала сама Шанель. Я думаю, она была бы довольна».

Chanel ­ французская компания, один из самых известных Модных домов в мире.
Штаб­квартира ­ Place Vendome, Париж.
Основание – начало ХХ века.
Первый бутик – 1913 год.
Основатель – Габриель Бонхеер Шанель (19 августа 1883 – 10 января 1971), легендарная Коко Шанель.
Деятельность – производство и торговля дизайнерскими товарами: одежда, косметика и парфюмерия, ювелирные изделия, аксессуары. Открыто около ста бутиков во всем мире. На сегодня главным дизайнером Дома Шанель является Карл Лагерфельд.
Ежегодный оборот, по данным интернет­ресурса, составляет около $1,296 млрд в год.

 

Материал подготовлен по материалам всемирной сети Internet

Академия Стиля - В мире индустрии красоты COPYRIGHT © Since 2003